Гармония как основа музыкального искусства
Моим первым научным проектом был проект о том, что гармония как основа музыкального искусства важна для начинающего музыканта, так же как важна и математика. Гармония как основа музыкального искусства и не только, на мой взгляд, должна изучаться как в музыкальной, так и в общеобразовательной школе.
Музыкальная гамма родилась именно с помощью математики, и изобрёл её Пифагор. Гармония для Пифагора была понятием широким. Он искал её и в геометрии, и в арифметике, и в движении небесных тел, и в музыке. И находил во всех этих областях науки общие законы гармонии.
Пифагор создал целое учение о гармонии и главную роль в этом учении отводил числам. Особое значение придавал он первым четырём числам натурального ряда – 1, 2, 3 и 4. По его мнению, эти числа лежат в основе всякой гармонии.
Пифагор считал эти числа фундаментом мировой гармонии. Он пристально изучал их соотношения, и очень неожиданно применил их в музыке.
Пифагор взял обыкновенную струну и натянул её на доску. Если прижать струну к грифу точно посредине, то звук, издаваемый ей, получится гораздо тоньше первого, или, как говорят музыканты, выше. Разность этих высот, или, как говорят интервал между ними, принято называть октавой. И получилась октава оттого, что струны разделили в отношении 2:1, где предыдущий член – длина всей струны, а последующий её части.
Теперь разделим струну на три части и прижмём на расстоянии двух третей. Получится звук хоть и повыше, чем от целой струны, зато пониже, чем когда струну разделили на две равные части. Звук при этом получается выше не на октаву, а на так называемую квинту. И происходит это тогда, когда струну делят в отношении 3:2.
Если разделить струну в отношении 4:3, то есть прижать её на расстоянии трёх четвертей, то получится звук ещё пониже, чем тогда, когда брали две трети струны. Этот интервал между высотой звучания всей струны и высотой звучания её трёх четвертей называется квартой.
Интересно вычислить во сколько раз октава больше кварты:
А это квинта, которая получается, когда струну делят в отношении 3:2. Из этого следует, что октава состоит из квинты и кварты. Хотя названия эти появились гораздо позже.
Выясним во сколько раз квинта больше кварты:
Интервал, равный девяти восьмым, условились считать за один музыкальный тон.
Известно, что октава состоит из шести тонов. Действительно, если мы возьмём 8/9 струны, а после 8/9 от 8/9 и так далее шесть раз, то получим
что соответствует октаве. Как мы видим все рассмотренные нами музыкальные понятия чётко описываются математическими соотношениями.
Следует отметить, что и другие выдающиеся учёные подходили к рассмотрению музыки с точки зрения математики. Например, выдающийся учёный – энциклопедист аль-Фараби в своём труде «Перечисление наук» относил к математике не только арифметику, геометрию, оптику, механику, но и музыку.
Итак,
что математика тесно связана со многими понятиями, используемыми в музыке. Те ученики, которые уже изучили и понимают смысл таких понятий, как «дробь», «деление отрезка в пропорциональном отношении», «средние величины», «степень», «относительная и абсолютная погрешности» и их свойства, быстрее и лучше понимают элементарную теорию музыки и исполняют музыкальные произведения.
То есть, верно, что если будущий музыкант хочет стать хорошим исполнителем, по-настоящему понимать музыку и её законы, то такой ученик должен хорошо:
1) уметь считать;
2) уметь применять математические знания при обучении музыке;
3) самостоятельно находить связь между понятиями музыки и математики;
4) понимать что такое дробь;
5) уметь производить действия с дробями;
6) знать средние величины и уметь применять эти знания,
даже если его в большей мере и интересует искусство – музыка, так как именно знание математики, понимание её законов позволяет лучше понимать другие предметы и в будущем стать, например хорошим музыкантом.
И, наоборот, если ученик получил в музыкальной школе представление о действиях с дробями, о средних величинах и прочих понятиях, тесно связанных с математикой на уроках теории музыки и практических занятиях на уроках специальности, то ему проще уяснить смысл соответствующих тем при изучении их на уроках математики.
Если Вам понравилась статья — поделитесь ею, если у Вас есть замечания — напишите, пожалуйста, в комментариях или на моей страничке в контакте.