Обычно гипотеза выдвигается после определения объекта, предмета и цели исследования, хотя порядок может быть и другим. Но как раз всесторонне изучение указанных компонентов неизбежно приводит к рождению гипотезы.
Напомню, что гипотеза – это предположение о том, как решить проблему и представляет собой форму творческого поиска разрешения проблемы. Выдвигая гипотезу, исследователь делает предположение о том, каким образом, в каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы. Формулируется гипотеза как развёрнутое, неочевидное предположение, в котором максимально подробно изложены модель, будущая методика, технология, система мер, механизм того нововведения, благодаря которому ожидается получить высокую результативность или новые результаты.
Гипотеза обычно выдвигается в исследованиях, предполагающих эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях исторического характера гипотеза, как правило, не предусматривается.
Гипотеза должна быть обоснованной, иметь определённые предпосылки, достаточное поле применения и быть измеряемой. Так как гипотеза – это утверждение подлежащее доказательству или опровержению, то одним из типичных способов формулировки в виде следующего высказывания: «Если …, то …, так как …».
В первой части предложения «Если…» содержится формулировка условий, при которых исследователь предполагает разрешить поставленную задачу. Во второй части «то …» показаны предполагаемые положительные результаты. В третьей части «так как …» заключено теоретическое обоснование причины того, почему созданные условия, заявленные в первой части, обуславливают результаты, заявленные во второй части.
Например, гипотезой в моих первых работах были следующие:

Гипотеза Если будущий музыкант хочет стать хорошим исполнителем, по-настоящему понимать музыку и её законы, то такой ученик должен хорошо:
1) уметь считать;
2) понимать что такое дробь;
3) уметь производить действия с дробями;
4) знать средние величины и уметь применять эти знания;
5) самостоятельно находить связь между понятиями музыки и математики;
6) уметь применять математические знания при обучении музыке,
даже если его в большей мере и интересует искусство – музыка, так как именно знание математики, понимание её законов позволяет лучше понимать другие предметы и в будущем стать, например хорошим музыкантом.

или

Гипотеза: Если числа 7 и 13 имеют мистическое, сверхъестественное, таинственное значение, то статистические исследования должны будут их выявить, так как именно статистические данные и их корректная обработка, покажут наличие или отсутствие корреляции между числами и положительными или отрицательными событиями, происходящими по этим числам.

Отмечу так же, что гипотеза может относиться не только к проблеме, но и к цели. Поэтому возможны две логики:
1) Цель исследования – разрешить выявленную проблему (указать её), тогда гипотеза – предположение о способе достижения цели.
Например: цель исследования – разрешить выявленную проблему (полная её формулировка). Гипотеза – цель исследования (полная формулировка) будет достигнута, если: (перечисляются все условия).
2) Гипотеза – предположение о способе разрешения проблемы, тогда цель исследования – доказательство гипотезы.
Например, гипотеза – выявленная проблема (полная формулировка) будет разрешена, если : (перечисляются все условия). Цель исследования – доказать сформулированную гипотезу.
Независимо от выбранной логики формулировка гипотезы должна естественным образом привести к формулировке задач.
Пожалуйста, оставьте Ваши комментарии. Напишите – была ли Вам полезна эта статья. Может быть, у Вас есть дополнения к ней – пишите!!!